Строение клетки
Описание
Назначение
Пособие используется в качестве демонстрационного материала в средней общеобразовательной школе по разделам «Растения», «Животные» и «Общая биология». Также данное пособие можно использовать в ВУЗах, на занятиях по цитологии. Модель предназначена для изучения строения растительной и животной клетки.
Устройство
Пособие включает в себя 19 карточек с изображениями различных структур и органоидов клетки, из которых 1 карточка (№ ТЗ) выполнена на прозрачной пленке.
Карточки-основы напечатаны на плотной бумаге и покрыты матовой антибликовой ламинирующей пленкой. Все карточки снабжены магнитным креплением, позволяющим монтировать приведенные ниже схемы на магнитной доске или экране.
Комплектация:
Карточки с изображением митохондрий - 2 - T1
Карточки с изображением хлоропластов - 2 - T2
Карточка с изображением вакуоли (прозрачная,прилагаются редкозем. магниты для крепления)- 1 - ТЗ
Карточка с изображением комплекса Гольджи - 1 - T4
Карточка с изображением центриолей - 1 - T5
Карточки с изображением лизосом - 2 - T6
Карточка с изображением хромосом на стадии деления клетки (монтируется вместо карточки VI-7 приобъяснении сути процесса клеточного деления). 1 - T7
Карточки основы (две половинки, из которых монтируется схема клетки с мембраной и эндоплазматической сетью) - 1 - T8/1 - 1 -T8/2
Карточка с изображением ядра (кариоплазма,окруженная двухсл. мембраной, ядрышко и т.п.) - 1 - VI-7
Карточки с изображением элементов клеточной стенки - 6 - T10
Методика работы
С помощью «Строение клетки» можно показать общность строения растительной и животной клетки, или особенности строения каждого типа клетки.
Чтобы показать общность строения двух типов клеток, пользуются следующей методикой.
Учащимся дают задание сформулировать основные положения клеточной теории и ответить на вопрос: «Что общего в строении клеток растений и животных?». Затем учащийся вызывается к доске, или каждый ученик на своем рабочем месте собирает клетку, где присутствуют структуры общие для всех эукариотических клеток: цитоплазма с цитоплазматической мембраной и ЭПС, ядро, митохондрии и аппарат Гольджи. Учащимся предлагается назвать и выписать в тетради функции используемых органоидов.
Учащимся задаются вопросы: «Есть ли отличия в организации растительной и животной клетки? В чем причина различий?» Затем учитель предлагает дополнить собранную клетку органоидами, характерными для растительной клетки: хлоропластами, центральной вакуолью, клеточной стенкой. Центральная вакуоль располагается в центре (или почти в центре) клетки, ядро и другие органоиды оттесняются к периферии. В тетради ученики выписывают функции органоидов, характерных только для растительных клеток.
Учитель предлагает изменить модель, построить модель животной клетки. Необходимо убрать органоиды, характерные для растительной клетки, и дополнить модель органоидами, присутствующими только в животной клетке: лизосомами и центриолями. Ядро необходимо переместить в центр клетки. Выписать в тетради функции лизосом и центриолей.
Правила хранения
Хранить модель следует в сухом отапливаемом помещении, при температуре около 15-250С и влажности не более 80%.
После демонстрации рекомендуется проверить комплектность модели.