Модель-аппликация "Агроценоз"
Описание
Назначение пособия
Пособие используется в качестве демонстрационного материала в средней общеобразовательной школе в по разделу «Общая биология». Также данное пособие можно использовать в ВУЗах, на занятиях по экологии.
Устройство пособия и комплектация
Пособие содержит 23 карточки (№ Ч1-Ч23), на которых изображены растения и животные, а также карточка с изображением людей, занимающихся сельскохозяйственным трудом. Некоторые животные и растения входят в состав агроценозов, а другие относятся к естественным биоценозам и приведены для сравнения.
Все карточки покрыты матовой антибликовой ламинирующей пленкой и снабжены магнитным креплением, позволяющим монтировать приведенную ниже схему на магнитной доске или экране.
Методика работы с моделью
Карточки располагаются на доске кругом по часовой стрелке, как это указано на монтажной схеме. Стрелки между карточки рисуются на доске мелом. По ходу монтирования модели учитель объясняет учащимся теорию. Также модель можно использовать для контроля знаний.
На карточках № Ч1-Ч10 изображены растения. В состав агроценоза могут входить: подсолнух, пшеница, свекла и вишня (Ч1-Ч4), хвощ, сосна, рогоз и тмин (Ч5-Ч6, Ч9) относятся к естественным биоценозам, а клевер и одуванчик (Ч8, Ч10) могут встречаться как в естественных биоценозах, так и в агроценозе – клевер культивируется человеком как кормовое растение, а одуванчик является сорняком.
На карточках № Ч11-Ч22 изображены животные. Это домашние животные (№ Ч11-Ч16: свинья, корова, кошка, лошадь, курица и гусь), животные, которые могут встречаться не только в агроценозе, но и в естественном биоценозе (№ Ч17-Ч20: земляной червь, лягушка, крот и серая крыса), и, наконец, животные, встречающиеся только в естественных биоценозах (№ Ч21-Ч22 глухарь и кабан).
На карточке № 23 изображены люди, занимающиеся сельскохозяйственным трудом. Помещая на доску эту карточку, учитель объясняет, что человек является одним из центральных объектов агроценоза и одним из важнейших факторов, влияющих на структуру и видовой состав агроценоза.
Учитель может предложить учащимся поместить рядом с карточкой, изображающей людей, карточки с изображениям животных и растений, встречающихся в агроценозе, и расположить в стороне остальные карточки.
Можно обратить внимание учащихся на то, что предки культурных растений и домашних животных были взяты человеком из естественных биоценозов, так, например, домашняя свинья является родственницей дикого кабана, а куры близки к живущим в лесах глухарям.
Правила хранения
Хранить модель следует в сухом отапливаемом помещении, при температуре около 15-250С и влажности не более 80%.
После демонстрации рекомендуется проверить комплектность модели.